ВЕЛО ПУТЕШЕСТВИЯ И

Абхазия и Адлер. Гагра и Олимпийский парк
    2 дня

23-24-25 ноября велотур [сложный]
    Крым. full face тур на Ай-Петри
    3 дня

ЭЛЬБРУС 2 дня

22-23 декабря горнолыжный тур
    АРХЫЗ 2 дня

Грузия с севера на юг - отчет о велопоходе.

В сентябре 2013 года состоялось велосипедное путешествие клуба КАТУХА по Грузии.

Мы пересекли Грузию от северной Границы до самого черноморского побережья. Мы посетили уже знакомое нам по горнолыжным поездкам Гудаури, столицу Грузии Тбилиси, знаменитый курорт Боржоми.

Участники команды клуба КАТУХА стали первыми велотуристами прошедшими по маршруту №1 Боржомского заповедника на груженых велосипедах. Это было тяжелое испытание, но факт осознания себя первопроходцами компенсирует сложности пути.

Предлагаем вашему вниманию ознакомиться с отчетом написанным участницей нашего похода по имени Виктория.

В дальнейшем, мы выложим фактические gps треки путешествия и видеофильм о нем. Увы текущая суета, не позволяет погрузиться в творческий процесс и доделать все вовремя.

Итак, читайте отчет Виктории Селуяновой:

Клуб активного отдыха КАТУХА Виктория Селуянова - автор отчета

Грузия с севера на юг. Путевые заметки (13.09.13 - 21.09.13)

Мой первый отчет, буквально написанный в дороге. Привожу только выдержки из путевых заметок, которые мне кажутся наиболее интересными. При беглом чтении любого повествования, читатель непроизвольно фильтрует информацию. Я сама выбрала то, что мне хотелось бы, чтобы было прочитано.

13.09.13

Прибытие во Владикавказ. КПП. Первая ночевка в Степанцминде.

Сегодня, в 9:20 мы выгрузились во Владикавказе, пока собирали велосипеды - к нам несколько раз подходили таксисты, и одному из них удалось нас убедить, что если мы не возьмем такси сразу, нам в любом случае нужно будет договариваться с автомобилистами о перевозе нас через границу, так как велосипедистов там больше не пропускают. Долго не совещаясь, мы решили, что не будем проверять сегодня это утверждение, и, сэкономив время и не сэкономив 1500 рублей, мы с велосипедами оказались за грузинской границей. Отсюда началась велосипедная часть нашего маршрута.

Клуб активного отдыха КАТУХА

Выспаться в поезде не получилось, я постоянно просыпалась, от волнения каждый раз казалось, что уже утро, а я достаточно поспала. Я доставала телефон - часы показывали 2:30, 3:45, 4:13...

От КПП нас ждал длительный тягун по так называемой военно-грузинской дороге, которая ведет от Владикавказа до Тбилиси.

Кстати, в переводе с грузинского, название дороги означает "дорога Небесного ущелья", и с этим сложно не согласиться.
    Клуб активного отдыха КАТУХА

Это живописнейшие 200 километров, с возвышающимися над дорогой скалами, запутавшимися в облаках, большим количеством водопадов, и старых построек религиозного значения и крепостей, которые заставляли нас без конца останавливаться и фотографироваться.

Первая ночевка была в селе Степанцминда (Казбеги), мы остановились в некотором гостевом доме, добродушный хозяин которого постарался обеспечить нам теплый прием, и с дороги налил по полной рюмке чачи. Было время ужина, а мы еще не обедали, и легли мы, в общем, в тот вечер рано.

В поселке была пара достопримечательностей (краеведческий музей и церковь) и несравнимо много туристов и навязчивого сервиса в виде таксистов. Они с устойчивой периодичностью сменяли друг друга, и предлагали к этим самым примечательным местам нас подвезти. Из поселка открывается вид на Казбек. Здесь же - популярная точка старта восхождений.

14.09.13

Крестовый перевал. Гудаури.

Вчерашний день прошел в формате матраса, мы хорошо отдохнули, и были готовы к подъему на Крестовый перевал. Дул сильный встречный ветер, перед самым перевалом был участок строящейся дороги, и редко проезжающие машины создавали столько пыли, что приходилось останавливаться, чтобы перевести дыхание.
    Клуб активного отдыха КАТУХА

По пути встречали несколько источников, в том числе особенно примечательный выход минеральной воды, окрасивший скалу в яркий рыжий цвет.

Прим. руководителя клуба:

Хочу добавить, что участок дороги от Казбеги до перевала изобиловал фото точками. Красота была такая, что даже участки с подъемами 12% пролетали незаметно.
    Клуб активного отдыха КАТУХА

Было просто некогда думать о дороге. По сторонам дороги нашему взору открывались различные интересные, удивительные и красивые вещи.

Старинная башня.

Живописное полу-заброшенное село.

Клуб активного отдыха КАТУХА
    Приятно было видеть указатели для велосипедистов, показывающие направления и расстояния до интересных мест. Вероятно они рассчитаны в первую очередь на иностранных туристов, т.к. местные почти не катаются на велосипедах.
    Памятник героям Великой Отечественной войны.

Продолжаем отчет:

Мы преодолели перевал к 2-м часам дня, он обозначен каменным монументом с отметкой высоты - 2379 м над уровнем моря.
    Клуб активного отдыха КАТУХА

Затем спустились в Гудаури (молодой, но стремительно набирающий популярность горнолыжный курорт) и заселились в гостиницу.

В пути с нами часто выравнивались проезжающие машины, и кричали "Hello!" и "Where are you from?". Кстати, по-русски говорит только взрослая часть населения, молодежь, как правило, говорит по-английски.

Несмотря на незначительный для велотуриста показатель километража (дневной пробег ~30 км), за счет набора высоты на этом коротком участке прошедший день выдался тяжелым. После 5-ти минутной остановки мы начинали движение на скорости 12 км/ч, потом скорость падала до 8, до 5, и мы снова останавливались ненадолго. Дорога шла только вверх, и никаких спусков.

Мы обдумывали варианты по совмещению 1-го и 2-го дня, или 2-го и 3-го накануне, но теперь я понимала, что для меня такой расклад был бы не по силам.

15.09.13

Спуск в Тбилиси. Крепость Ананури и Жинвальское водохранилище. Первая столица Грузии. Особенности дорожного движения. Первая поломка.

На сегодня у нас был запланирован ранний подъем. Мы проснулись в 6:00, собрались, спустились в ресторан при гостинице, чтобы выпить кофе и выйти в интернет. В результате, на маршрут мы выехали... в 10.
    Клуб активного отдыха КАТУХА

Первые 20 км пролетели за 30 минут по захватывающему серпантину, нарушая скоростной режим в 30 и 40 км/ч.

Далее спуски чередовались с короткими подъемами, на которые закручивалось очень легко, потому что было известно, что за каждым подъемом ждет очередной спуск!

Сбросив 1000 метров высоты мы, наконец, смогли переодеться в костюмы летних велосипедистов.
    Клуб активного отдыха КАТУХА

По дороге заезжали на осмотр крепости Ананури, и несколько обзорных площадок вдоль Жинвальского водохранилища. Если спуститься от замка к водохранилищу - можно увидеть ананурский мост советского времени, но в момент нашего визита он был скрыт под водой. В широком доступе не водится информации о дате постройки крепости, но, к примеру, одна из сохранившихся башен - датируется 13-м веком!

Около 5-ти вечера мы были в Мцхете (первая столица Грузии).

Населенный пункт имеет статус города, но по данным 2010 года здесь проживает не больше 8 тысяч человек. Не располагая большим количеством времени мы отправились на беглый просмотр первого и главного храма Грузии - Светицховели. Дресс-код не позволил нам зайти внутрь, поэтому мы лишь немного прогулялись по территории и отдохнули.

Артур по случаю взял с собой в путешествие российский флаг, и здесь презентовал его хозяину частного гостевого дома, который использовал флаги разных стран для украшения ворот. Хозяин оживился и расплылся в благодарностях, стал предлагать выпить с ним вина, и остаться на ночь. Надвигающиеся сумерки добавляли предложению привлекательности, оставалось только съездить на вокзал Мцхеты, и убедиться, что мы сможем уехать завтра в следующий пункт нашего маршрута - Боржоми.

Вокзалом оказалось закрытое с четырех сторон харАктерное здание с богатой историей, и двумя грузинскими полицейскими, не говорившими ни по-русски, ни по-английски. Так, мы выехали в сторону Тбилиси.
    Клуб активного отдыха КАТУХА

До столицы Грузии добрались затемно, прокатились по ночному городу. На въезде столкнулись с

необходимостью повернуть налево на четырехполосной дороге с односторонним движением, и отсутствием в видимой области пешеходных переходов или светофора. Обратились к стоящему на обочине священнослужителю с вопросом, где здесь можно перейти дорогу, на что он невозмутимо ответил: "Да вот здесь же", указывая рукой на беспрерывный поток машин в 4 ряда. И мы поехали дальше искать ближайший регулируемый перекресток.

Кстати впоследствии было замечено, что переходить дорогу в неположенном месте у грузин популярная практика. А вот пропускать таких пешеходов у автомобилистов привычки отнюдь нет. Поэтому часто можно наблюдать бессмертных пешеходов посреди проезжей части. На переходах, собственно, тоже пропускать не привыкли. И даже выставленное на «зебру» колесо отнюдь не заставляет водителей остановиться, они просто начинают невозмутимо тебя объезжать.
    Клуб активного отдыха КАТУХА
    Прим. рук. клуба: Привокзальный "хотель", был очень прост и суров. Но мы были счастливы остановиться непосредственно напротив вокзала.

Мы остановились в привокзальной гостинице, и здесь обнаружилась наша первая поломка - у Юры от велоштанов погнуло багажник, и он едва не лежал на колесе.

Было понятно, что так ехать в Боржоми нельзя, и нам пришлось поменять планы. Вопреки характеру ситуации, мы испытываем облегчение и ложимся спать. Нам больше не нужно вставать в 5 утра на электричку. Пробег за сегодня – 130 километров; время – полночь.

16.09.13

Тбилиси. Электричка в Боржоми.

Мы не были в центре Тбилиси и популярных туристических местах. Сегодня мы посмотрели город "изнутри". Отдаленные от центра вокзал и гостиница, продуктовый рынок, где я вдумчиво выбрала и попробовала все "странные" фрукты, веломагазины с узким ассортиментом, в которых не продают багажники (несмотря на очевидные перспективы - велодвижение среди местных совсем не развито), автомастерская, где только во второй половине дня багажник был бесплатно(!) починен.
    Механическая мастерская
    Исправленный багажник.

В 16 часов вечера мы сели в электричку. Нам предстоит ехать 4,5 часа, провоз велосипедов бесплатный, стоимость билета – 2 лари (40 рублей).

Мы вызывали много интереса у местного населения, и, пользуясь этим, много общались и узнавали всякие факты из их местной жизни. Например, отношение к русским преимущественно хорошее. «Вы - самый душевный народ» - сказал мне один грузин в электричке. А еще пожаловался на президента и безработицу, и что хотел бы, но не может мигрировать в Россию из-за визового режима.

17.09.13

Боржоми. Городской парк. Серная ванна. Пропуск в заповедник. Выход на маршрут №1. Ночное приключение.

В Боржоми мы первым делом отправились попробовать… Боржоми. Находится источник в Городском парке, вход платный, цена неизвестна, так как попали мы туда в час более ранний, чем его сотрудники. На вкус вода специфическая, много не выпьешь. Облагороженная часть парка примерно 3 км, заканчивается бассейном с серным источником.

Возле бассейна – поляна, на которой удобно поставить палатку. Вода в бассейне теплая, а воздух снаружи был не очень. Юра единственный из нас решился искупаться.

Мы получили пропуск в заповедник и зарегистрировались на маршрут. В администрации нам сообщили, что мы первые велотуристы, которые пройдут этот маршрут с велосипедами. Позже мы, конечно, поняли почему.

Клуб активного отдыха КАТУХА Администрация заповедника

На маршрут мы вышли уже во второй половине дня, начался он с крутого подъема по узкой серпантиновой тропе, которая едва вмещала на себе велосипед и человека.
    Клуб активного отдыха КАТУХА

Примерно в таком ключе продолжался 2 дня, до подъема на высшую точку маршрута 2198 м (г. Ломи). При хорошей погоде, с нее открывается вид на Эльбрус.
    Клуб активного отдыха КАТУХА Изучение карты

Клуб активного отдыха КАТУХА Лагерь в лесу

Клуб активного отдыха КАТУХА Походный ужин

Мы разбили лагерь примерно за час до заката, так как полян по пути немного, и, пропустив очередную, можно было надолго оказаться блуждающими по темному лесу в поисках удобного места.

Мы тащили велосипеды наверх со скоростью 1 км/ч. Велокомпьютер некорректно фиксировал такое медленное перемещение, но, ориентируясь по карте, сегодня мы прошли примерно 6 км.

Около часа ночи всех разбудил Юра, сообщив, что слышит медведя. Сон сняло как рукой, и от этих ужасающих звуков стало холодно. Казалось, он ревел меньше чем в километре от нас. Мы стали греметь кастрюлями и курить возле палатки, стараясь сделать нашу стоянку наименее привлекательной для медведя. Рев раздавался то где-то вдалеке, то снова совсем рядом. Предположительно, это было даже 2 разных медведя. Ситуация поспособствовала беглому обмену знаний в области медведоведенья, и, сочтя человеческую речь ночью в лесу на слух более приятной, мы продолжили отвлекать себя обсуждением других актуальных вопросов. Казалось, прошло часа два, но медведь не уходил. Бояться медведя оказалось занятием утомляющим, и скоро мы устали и уснули.

18.09.13

Второй день подъема. Туристический приют. Новые знакомства.

Клуб активного отдыха КАТУХА На обзорной точке

Второй день был похож на первый, только крутой подъем стал разбавляться смотровыми площадками, на которых мы немного отдыхали и делали фотографии. Проморосил дождь, освежив нам грязь на тропе.

Клуб активного отдыха КАТУХА The Turist’s shelter

Сегодня мы остановились возле уютного домика для туристов, так называемого Turist’s shelter, с беседкой и обзорной площадкой. Нас и высшую точку маршрута разделял последний бросковый подъем 300 м, который было решено оставить на завтра.

Клуб активного отдыха КАТУХА Этот подъем нас отделял от вершины

Позже в приют подошла семейная пара из Германии, в сопровождении местного грума и лошадей, они собирались подняться на Ломи, и вернуться обратно в Боржоми. Затем к нашей компании присоединился соло-турист с Урала, который уже месяц путешествовал по Армении и Грузии под рюкзаком.

Клуб активного отдыха КАТУХА Наши новые знакомые из Германии

Вечер прошел очень здорово и позитивно, с вином и интернациональными беседами, и мы совсем не пожалели, что отложили покорение перевала на следующий день. А остаток маршрута за сегодня сократился еще на 9 км.

Спуститься мы рассчитываем очень быстро, и в 18:30 попасть на электричку в Батуми.

19.09.13

Вершина. Долгожданный спуск. Офигенный GPS. Выход в Марелиси.

Подъем на Ломи мы начали вместе с немцами. Сфотографировались на память, и наши новые знакомые остались завтракать на вершине, а мы продолжили свой путь по хребту.

Клуб активного отдыха КАТУХА Фото на память

Виды открывались умопомрачительные, и это было наше вознаграждение за трудный двухдневный подъем. На очередном привале к нам с соседнего холма спустился удивленный пастух.

Тропа шла вниз под крутым уклоном, и разноображивала наше перемещение грязью, камнями, корнями и поваленными деревьями. Практически трасса для даунхила, только мы были на хард-тейлах, нагруженных велоштанами. Иногда нам приходилось разгружать велосипеды, и переносить их в два захода. Мы двигались со скоростью 2-4 км/ч.

Интересно, что хребет, проходящий вдоль всего заповедника - делит его на две климатические зоны с совершенно разной флорой. Теперь, на участках более пологих, нас пытались лишить велосипедов какие-то экзотические кусты, которые цеплялись за переключатели и рога, и ощутимо тормозили движение. Ехать было все еще невозможно.

На очередном жидком вертикальном спуске я уронила велосипед, и он за педаль повис на ветке. Было понятно, что если такая дорога будет продолжаться до самого выхода из заповедника, то нам придется вставать на третью ночевку (на завтра у нас забронирован паром из Батуми, куда нам нужно было еще добраться). Снять его самостоятельно я не смогла. Требовалось подползти к нему практически на четырех конечностях, одной рукой удерживать себя и велосипед за скользкий склон, и, борясь с грязью и гравитацией, освободить велосипед. Я считаю себя устойчивым человеком, но здесь физическая и моральная истощенность заставили меня остановиться и поплакать.

До заката оставалось 2 часа, а до ближайшего населенного пункта - 10 километров. Проходя

очередной грязевой участок мы с Юрой обратили внимание на отсутствие велосипедных следов. Их наличие здесь для наблюдателя было бы куда более удивительным, если только не иметь ввиду тот факт, что около трех часов назад со словами "У меня есть офигенный GPS на телефоне!" от нас оторвался вперед Артур.

В результате короткой разведывательной операции, было выяснено, что Артур находится на склоне с противоположной стороны реки, и нас разделяет ущелье глубиной около 400 метров. Из-за шума реки и расстояния было невозможно разобрать слова, но по голосу и велосипедному звонку идентификация проходила однозначно. Предположительно, Артур, двигаясь по руслу реки, пропустил поворот на тропу, и шел дальше по реке. До места развилки – 2,5 часа пути. Перед нами встал выбор – добраться до выхода из заповедника и обратиться к рейнджерам для организованного поиска Артура, что означало бы оставить его ночью в лесу с медведями, или идти обратно, а потом вместе всю ночь добираться до поселка. Оба варианта были плохи, и мы стали спускаться с велосипедами вниз с тропы, чтобы оставить вещи, и вернуться за Артуром налегке.

Мы еще не успели все перенести, как внезапно, к нам выехал Артур. Сказать, что я была чертовски рада его видеть – не сказать ничего. Мне было все равно, как он выбрался, кажется, спустился в ущелье, и поднялся напролом через хребет, если не так, то он меня поправит. Так, Боржоми наполнил нас очередным набором впечатлений, развязка получилась лучшей из возможных, мы потеряли не больше 1,5 часов. Сложно сказать, был ли у нас шанс успеть на последнюю электричку до Батуми в противном случае, но теперь мы смогли продолжить движение, не беспокоясь по этому поводу.

Стемнело, началась грунтовая дорога умеренной разбитости и дождь. Мы, наконец, смогли сесть на велосипеды. На самом деле, с погодой нам очень повезло, и основная масса воды пришлась на неделю перед нашим приездом. Около 11 вечера мокрые и грязные мы были в Марелиси, где смогли остановиться в гостинице, которая возникла на нашем пути из темноты, в населенном пункте в 3 улицы, словно оазис.

Клуб активного отдыха КАТУХА Утро в гостинице

Итого, из 43 километров нашего маршрута нам удалось проехать 10. Провели мы в заповеднике 2,5 дня и 2 ночи.

Конечно, нам было известно, что пройденный маршрут позиционируется как пешеходный, и пережитые трудности были ожидаемы. До выхода на маршрут я и Артур вслух подвергали сомнению необходимость и рациональность его преодоления с велосипедами, но Юра настоял, что мы должны это сделать, и во время преодоления маршрута регулярно спрашивал нас, не жалеем ли мы о том, что согласились. Конечно нет! Несмотря на все тяготы и лишения, это была самая безумная и запоминающаяся часть нашего приключения!

20.09.13

Батуми. Комета «улетела». Приморский парк.

В Батуми нас ждала очередная неожиданность – теплоходная комета «улетела» без нас. Мы бронировали места на паром с отправлением в 21:00. Вчера, выйдя из заповедника, получили неоднозначное смс с текстом «Регистрация в 12:00», которое означало, как теперь стало известно, что паром был перенесен на 13:00. Мы же попали в порт к двум часам.

Клуб активного отдыха КАТУХА Автоматический вело-прокат в Батуми

Батуми очень старый и красивый город. Если вы хотите посмотреть большинство достопримечательностей – остановитесь в Батуми дня на 3. За те несколько часов, что нам довелось здесь провести, мы посмотрели минимум, но я непременно вернусь сюда еще.

Клуб активного отдыха КАТУХА Вид на центральный мыс

Клуб активного отдыха КАТУХА Велодорожка вдоль пляжа

Вдоль набережной проходит велодорожка, протяженностью 8 км, и установлены автоматические терминалы для аренды велосипедов. Когда мы приехали в Батуми, показалось, что это другая страна. Думается, что и качество жизни здесь значительно отличается, хотя цены на общем уровне.

На набережной мы встретили группу велосипедистов из Днепропетровска, которая заканчивала здесь свое велопутешествие по Тушетии. Это были единственные велосипедисты с рюкзаками, которых мы встретили за нашу поездку.

Клуб активного отдыха КАТУХА Украинские велотуристы

Искупавшись в ночном море, мы отправились на ночном поезде в Тбилиси.

Именно в эту поездку любая, с первого взгляда неприятная случайность, имела позитивную оборотную сторону. Сегодня мы сэкономили на пароме, провели остаток дня в Батуми, и вернулись домой тем же способом, как приехали, не оставив основную идею путешествия – пересечь Грузию с севера на юг.

Клуб активного отдыха КАТУХА Батуми Вид на город с набережной

Эпилог

Идея велопутешествия по Грузии появилась в мае 2013 года, в течение месяца был разработан план и опубликован топик на Велокубани, который оставался без внимания до августа, и задумка была практически оставлена, как аналогичную тему с отличным, но смежным маршрутом создает sokol-rnd. Так организовался костяк группы и мы объединили два плана в один, позже к нам присоединился Артуревич. С Артуром я познакомилась за неделю до выезда, с Юрой – уже в поезде. Так, отправлялись мы в это путешествие малознакомой и абсолютно нескатанной командой.

Участники:

Юра (sokol-rnd) - соорганизатор, завхоз и видеооператор;

Артуревич – фотограф и позитив команды. Способен петь песни, маневрируя под дождем в боржомских грязях с велосипедом в руках;

Вика (she-wo1f) – автор отчета.

Вернувшись домой, взволнованная историей с медведем, я поспешила поинтересоваться опытом встреч туристов и медведей, и поведенческими особенностями обоих. Изучив ряд натуроведческих источников и форумов, я пришла к выводу, что то, что мы слышали – был рёв Благородного оленя, которые распространены в этих местах, и осенью, во время гона, воют по ночам. Таким образом, группа российских велосипедистов два часа боялась оленя. Впрочем, Юра и Артур с моей версией единогласно предпочитают не соглашаться.

Наш конечный план являл собой программу-максимум без запасных дней, так как я была ограничена во времени из-за работы. В результате у нас случилось две незапланированных ночевки – одна в Тбилиси, и одна в заповеднике, пришлось исключить из маршрута Кутаиси и окрестности и получить повод вернуться сюда снова ;)

А на маршруте №1 Боржомского заповедника с велосипедами делать нечего.

P.S. Путешествие состоялось при поддержке Агентства международного образования MOKKOS и компании 100%СПОРТА

Поддержи клуб, поделись с друзьями!

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.

Анонс сайта активный отдых круглый год